ГЛАВНАЯ
 ·О НАС
 ·ВАКАНСИИ
 ·ГОСТЕВАЯ КНИГА
 ·КОНТАКТ
 ·НАШИ БАННЕРЫ
 ·РЕПУБЛИКАЦИЯ
 ·ФОРУМЫ
  НОВЫЙ PW
 ·РЕПОРТАЖ
 ·ИНТЕРВЬЮ
 ·ОБЗОР НЕДЕЛИ
 ·АНАЛИТИКА
 ·КОММЕНТАРИЙ
 ·АВТOРCКAЯ КOЛOНКA
 ·ЭССЕ
 ·ПОЛЕМИКА
 ·ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
  ЧЕЧНЯ
 ·ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 ·ОБЩЕСТВО
 ·КАРТЫ
 ·БИБЛИОГРАФИЯ
  ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
 ·АТАКИ НА ПРАВОЗАЩИТНИКОВ
 ·СВЕДЕНИЯ
  ЛЮДИ И СРЕДА
 ·ЛЮДИ
 ·СРЕДА
  СМИ
 ·ДОСТУП СМИ
 ·ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА
  ПОЛИТИКА
 ·ЧЕЧНЯ
 ·РОССИЯ
 ·ЗАРУБЕЖНАЯ РЕАКЦИЯ
  О КОНФЛИКТЕ
 ·НОВОСТИ / ИТОГИ
 ·ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
 ·ЦИФРЫ
 ·ВОЕННОЕ ДЕЛО
  ЖУРНАЛ ЧОС
 ·О ЖУРНАЛЕ
 ·НОМЕРА
  БЛОГИ
  РАДИО СВОБОДА
 ·ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
 ·О ПЕРЕДАЧАХ
  ССЫЛКИ

ССЫЛКИ

22 октября 2003 · Центр экстремальной журналистики · ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ · ОТПРАВИТЬ ПО ЭЛ. ПОЧТЕ · ЯЗЫКОВЫЕ ВЕРСИИ: ENGLISH 

Чечня: СМИ и президентские выборы

Тамерлан Алиев, эксперт Центра экстремальной журналистики

Начало агитационной кампании по выборам президента республики (5 сентября) практически совпало по срокам с устранением со своего поста министра печати Чечни Беслана Гантамирова (2 сентября). Потому в период разрешенной деятельности по агитации за того или иного кандидата республиканские СМИ оказались в полном смятении. С потерей руководства – Гантамирова, заявлявшего, что подведомственные ему издания не будут проводить агитацию за Ахмада Кадырова, а поддержат Хусейна Джабраилова, - они были быстро переподчинены новому министерству.

Возглавлявший грозненскую телерадиокомпанию брат Гантамирова был уволен, а на его место назначен главный редактор ГТРК ЧР Аламахад Ельсаев. Редактора печатных изданий пока остались на своих местах, но и над ними навис «дамоклов меч» возможного увольнения. За время предвыборной кампании им пришлось работать «на совесть» на новую власть, чтобы усидеть на своих местах.

Тем не менее, по сию пору редакторам всех республиканских газет грозит увольнение. По слухам в самом ближайшем будущем - после проведения выборов - произойдет очередная реорганизация Министерства по делам национальностей и бывшие «гантамировские» редактора – Магомед Хаджиев («Вести республики»), Рамзан Гуциев («Молодежная смена»), Бувайсар Шамсуддинов («Даймохк»), Марина Абубакарова («Столица плюс») будут уволены.

Двоим редакторам уже были вынесены предупреждения. Магомед Хаджиев и Рамзан Гуциев были оштрафованы на 2000 рублей каждый. Такое решение принял суд Ленинского района Грозного. Иск в судебные инстанции подал один из кандидатов в президенты Чечни Кудус Садуев. Поводом для административного взыскания стало якобы нарушение газетами правил предвыборной агитации. Оба издания опубликовали материалы предвыборного характера до того момента, когда эта агитация была разрешена.

По словам же самих редакторов, на самом деле подобная инициатива была вызвана тем, что в материалах содержался ряд замечаний антикадыровского толкования. В газете «Вести республики» это было интервью Гантамирова, в котором он заявлял о своей готовности поддержать Хусейна Джабраилова. В «Молодежной смене» это был материал бывшего руководителя аппарата главы администрации ЧР Яна Сергунина, где он предсказывал победу на выборах Аднана Музыкаева, впоследствии так и не выставившего свою кандидатуру.

Как сообщил Рамзан Гуциев, первоначально размер штрафа назывался в 500 минимальных окладов, а также рассматривался вопрос о соответствии их служебного положению. «Позже наказание было смягчено», сообщил он.

Таким образом, государственный медийный ресурс оказался полностью под контролем нового руководства – министерства по национальной политике, информации и внешним связям. Главой министерства являлся Таус Джабраилов – одновременно начальник предвыборного штаба Ахмада Кадырова.

После же ухода с предвыборной дистанции основных соперников Кадырова – Аслаханова и Сайдуллаева – пользоваться этим ресурсом довелось в полной мере лишь его штабу. Произошло это по двум причинам. Во-первых, часть кандидатов была «прокадыровской» и им не было необходимости заниматься собственной рекламой. Во-вторых, в отличие от Кадырова, остальные кандидаты не обладали такими обширными финансовыми возможностями.

Снятые с предвыборной гонки уже во время агитационного месяца - Аслаханов и Сайдуллаев - лишь по несколько раз успели дать публикации на бесплатной основе. Двое из кандидатов – Пайзуллаев и Ханчукаев - вовсе не воспользовались своей возможностью заниматься предвыборной деятельностью. Бугаев, Бураев, Бийбулатов и Садуев использовали лишь бесплатные эфирное время и газетные площади.

Основным же рекламодателем из кандидатов стал Кадыров. Его команда полностью использовала как бесплатные, так и платные телеэфир и печатные издания. Журналисты из штаба Кадырова буквально стали «своими людьми» на местном телевидении.

Уровень рекламы за Кадырова достиг такой отметки, что начал работать против кандидата. Жители республики отмечали, что очередной его рекламный ролик или интервью вызывает у них лишь раздражение.

В то же время юристы штаба очень внимательно отнеслись к публикациям в прессе. Уже сверстанный номер газеты «СПС+» регионального отделения партии в поддержку Кадырова был полностью снят с печати по причине того, что газета не имела регистрации.

Публикации в государственных СМИ на тему выборов в основном являлись агитационными материалами за того или иного кандидата.

Наиболее часто шли материалы за Кадырова. Частично это была прямая агитация с призывом голосовать за сильную власть в лице Кадырова, интервью с ним, его программа и обращения. К другой части относилась косвенная агитация, где деятельность Кадырова подавалась в выгодном свете. Зачастую, это были перепечатки из российских СМИ, возможно даже проплаченные из избирательного фонда Кадырова, но встречались и публикации местных авторов.

Материалы про остальных кандидатов печатались на бесплатной основе и содержали как правило их портреты, биографии, предвыборные программы и воззвания к той или иной части населения: молодежи, студентам, пенсионерам и т.д.

Независимые печатные издания республики не принимали такого широкого участия в проплаченной медиа-кампании Кадырова. Выходящий по гранту, полученному от Фонда Сороса, «Грозненский рабочий» хотя и объявлял о ценах на размещение рекламы на своих страницах, платными публикациями за кого-либо из кандидатов не выделялся. Лишь в номере от 3 октября материал «Там, где кончается асфальт» можно посчитать явной агитацией за Кадырова. В целом же в своих материалах газета мало уделяла внимания проходящим в республике выборам президента. Одной из таких публикаций был рассказ о драке в избиркоме Чечни, где одного из кандидатов заподозрили в родственных связях с Маликом Сайдуллавеым.

Газета «Голос Чеченской Республики» также не принимала участия в публикации предвыборных материалов. Опубликовав в начале кампании материал про кандидата Хусейна Джабраилова, газета лишь несколько раз обращалась к теме выборов, давая анализ ситуации в республике накануне выборов и публикуя данные избиркома Чечни.

Из независимых газет наибольшее внимание теме выборов уделяло «Чеченское общество». Газета рассказывала о шагах кандидатов, в том числе и уже снятых с гонки, анализировала предвыборную ситуацию, давала позицию правозащитников, выступавших против проведения выборов, регулярно проводила опросы определенных групп населения об их отношении к выборам и т.д. Из платных материалов в газете появлялись предвыборная программа Малика Сайдуллаева и два непрямых агитационных материала за Кадырова.

Источник: Центр экстремальной журналистики.

(A)

  ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
 · 

ПОИСК
  

[расширенный]

 © 2000-2017 Prague Watchdog. При полном или частичном использовании материалов ссылка на Prague Watchdog обязательна (в интернете - гиперссылка). См. Републикация.
Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции сайта Prague Watchdog,
стремящейся показать широкий спектр взглядов на события на Северном Кавказе.
Реклама